Характеристика ребенка с задержкой развития

Характеристика ребенка с задержкой развития

Отставание детей, как в физическом, так и психическом развитии, относится к тяжелым отклонениям. Занимаются коррекцией таких сложных явлений специалисты различных профилей: педагоги, психиатры, педиатры, детские неврологи. Причем для установления точного вида нарушения недостаточно опираться только на клинические проявления, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Поэтому для исключения развития возможных поведенческих отклонений у детей с задержкой развития, специалистами сегодня проводится комплексная коррекционная работа. При этом всегда берутся во внимание социальные факторы, отношения в семье, способность ребенка контактировать со сверстниками.

Задержка развития ребенка: причины, сопутствующие факторы

Уровень современной медицины позволяет выявлять отклонения в развитии на самых ранних этапах жизни ребенка. Как правило, диагноз ЗПР врачи ставят детям дошкольного возраста либо учащимся начальных классов. Относительного того, чем может быть вызвана задержка развития ребенка, причины могут быть самыми разными, но большинство факторов связано с нарушениями внутриутробного развития плода.

Если речь идет о задержке речевого развития (ЗРР), то в списке основных провоцирующих факторов:

  • травмы мозга и опухоли;
  • нарушение слуха либо полная глухота;
  • перенесенные матерью в период беременности инфекции;
  • заболевания нервной системы.

Часто способствует прогрессированию подобных нарушений невозможность социальной адаптации ребенка, а также отсутствие занятий в семье. Сегодня это очень распространенное явления, когда родители в силу занятости либо по каким-то другим причинам не стимулируют развитие речи у малыша. Обычно проблемы с речью выявляются у детей до 3 лет. Следует отметить, что при комплексном подходе и своевременном начале мероприятий по коррекции речевых нарушений очень быстро удается добиться положительных результатов.

Причиной задержки психического развития у детей чаще бывают врожденные патологии, но влияние социальных факторов тоже не исключаются.

В первую группу включены причины:

  • гидроцефалия плода;
  • гипоксия;
  • внутриутробные поражения ЦНС;
  • наследственные заболевания;
  • сенсорные расстройства (зрение, слух);
  • аутоиммунные болезни;
  • врожденные опухоли мозга.

В последнее время медики часто связывают ЗПР у детей с таким фактором, как употребление наркотиков и алкоголя матерью в период беременности. Не менее пагубное воздействие на плод оказывает никотин.

Из социальных проблем стоит выделить педагогическую запущенность, а также психологические травмы, которым часто подвергаются дети.

Негативное влияние на развитие детей оказывает неполноценное питание и плохой уход, что часто отмечается в неблагополучных семьях.

О задержке в половом развитие у специалистов разное мнение. Но чаще всего такие нарушения возникают на фоне гормонального дисбаланса, связанного с наследственным фактором или перенесенным тяжелым заболеванием. Отклонения такого характера нередко наблюдаются у девочек, которые с ранних лет серьезно занимаются спортом.

Характеристика детей с задержками развития

Понятно, что для каждой из перечисленных форм задержки развития характерны свои признаки.

При нарушениях речи чаще наблюдаются такие симптомы:

  • ребенок не гулит и гукает, как это положено в первые месяцы жизни;
  • не откликается в год на свое имя;
  • не способен выполнить простое действие по просьбе родителей (дай шарик, возьми печенье);
  • не может составить простую фразу в 2-3 года;
  • не задает взрослым вопросы.

При отклонениях психомоторного развития дети:

  • не могут концентрировать внимание на предмете;
  • малоактивны;
  • не лепечут;
  • не понимают обращенную к ним речь (в 1год);
  • не имеют словарного запаса к двум годам.

Нарушения психического развития могут проявляться в разной степени тяжести. Очень часто такие патологии сочетаются с расстройствами речи или моторики. Такие дети очень тяжело проходят адаптацию в детских коллективах. Именно по этой причине образование детей с задержкой психического развития осуществляется в специализированных классах либо учебных заведениях.

Важно помнить, что любой вид задержки в развитии ребенка требует профессионального подхода при проведении коррекции. После консультации у профильных специалистов для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, включающая рекомендации по обучению.

Образование детей с задержкой психического развития: особенности процесса обучения

Дети с нарушениями психического развития отличаются особенностями поведения: они плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, часто проявляют повышенную активность и даже агрессию. Отставание от положенных возрастных норм у таких ребятишек сказывается на их умственных способностях. Поэтому для таких детей организованы отдельные классы, где они могут обучаться по адаптированным программам.

Существуют специальные образовательные центры для детей дошкольного возраста с ЗПР. Для дошкольников с отставанием в психическом развитии образовательная программа строится на следующих базовых направлениях:

  • воспитательное;
  • коррекционно-обучающее;
  • оздоровительное;
  • обучающее.

В процессе занятий педагоги и воспитатели учат малышей коммуникативному взаимодействию, продуктивной деятельности, обязательно уделяется внимание познавательному развитию. Как правило, большая часть занятий проходит в игровой форме. В таких специальных группах маленькие дети с ЗПР хорошо адаптируются и привыкают к коллективу, что помогает им подготовиться к дальнейшему этапу – школьному обучению.

Если дети с легкой формой задержки психического развития могут посещать обычный класс, для ребят с тяжелыми отклонениями организовываются отдельные классы.

Отличается занятия в коррекционных классах от обычных школьных уроков некоторыми особенностями:

  • Чтобы стимулировать интерес ребенка с ЗПР к учебе, педагоги практикуют такие нестандартные формы обучения, как уроки на природе.
  • Ребенку дают индивидуальное задание несложного содержания, выполнение которого не требует много времени. Дети с проблемами развития всегда их охотно выполняют. Например, мальчики с удовольствием берутся за решение технических задач, а девочкам больше по душе творческие поручения.
  • Обучение через творчество – это тоже нестандартный подход, дающий впечатляющие результаты. Дети с ЗПР очень эмоционально воспринимают театральные постановки, они любят танцевать и слушать музыку. Занятия с элементами подвижных игр и физическими упражнениями помогают пробудить у них интерес к учебе.
  • Поскольку ученики с ЗПР не способны надолго концентрировать внимание, каждые полчаса в занятиях делается перерыв.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что результативное обучение малышей с ЗПР невозможно без участия и помощи родителей. Мама и папа должны постоянно проявлять внимание к ребенку. Ведь только любящие родители способны создать все необходимые условия для гармоничного роста малыша с особенностями развития.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля