Развитие детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста

Период дошкольного развития занимает в жизни ребенка много места и имеет большое значение. Ведь именно сейчас происходят изменения в условиях жизни, когда пространство расширяет свои границы, выходя за пределы дома. Для ребенка открываются улицы, города, страны. Именно в этот период родители должны быть внимательны к своим чадам. Специалисты выделяют пять элементов у детей дошкольного возраста, которые нуждаются в формировании вплоть до вхождения во взрослую жизнь.

Воспитание дошкольника

Первые годы жизни человека он активно познает мир. Постепенно границы привычной реальности раздвигаются, далеко за пределы семьи. Открывается новый мир, где есть человеческие отношения, люди занимаются различной деятельностью, выполняют разные функции. У ребенка возникает большое желание стать частью этой жизни, принимать активное участие. Но пока это не представляется возможным.

В этот же период малыш хочет быть самостоятельным, что приводит к возникновению ролевой игры, которая моделирует жизнь взрослых. В возрасте 5-7 лет происходит формирование психологического сознания. Характерным показателем для развития является игра, помогающая в становлении личности малыша. Рассматриваемый период можно разделить на определенные этапы:

  • Возраст 3-4 года – младший дошкольный возраст;
  • 4-5 лет – средний дошкольный возраст;
  • 5-7 лет – старший дошкольный возраст.

Малыш еще не может стать активным участником общества, не может принимать участие в его жизни. Но именно поэтому в ребенке растет самостоятельность, проявляющаяся в «Я сам», возникает любопытство ко всему, что происходит вокруг, потому родители так часто слышать «Почему?». Ребенок становится инициативным, предлагая свою помощь взрослым. В этот момент не следует отказываться и дать возможность малышу почувствовать свою нужность. Позвольте помыть ему посуду, порезать хлеб.

Когда говорят о дошкольном воспитании, то здесь нужно помнить, что здесь присутствует много аспектов. Их настолько много, что охватить сразу все, практически невозможно. Потому специалисты рекомендуют обратить внимание на пять основных элементов. При этом нужно приложить максимальное количество сил на их гармоничное развитие, которое будет длиться в течение всего периода взросления.

В возрасте с 3 до 7 лет в ребенке начинает активно развиваться самосознание. Основы закладываются вместе со способностью оценивать себя самого с розных сторон, учитывая точки зрения окружающих на то, каким может быть малыш: добрый и внимательный друг, талантливый, способный, старательный, послушный. Информация воспринимается уже не на уровне эмоций, а уже более осмысленной, что характеризуется целенаправленным поиском с последующим анализом, поступивших сведений.

Дошкольный период характеризуется совершенствованием у ребенка мышления на основе наблюдений и действий. Также в этом возрасте происходит закладка фундамента логического мышления, наглядно-образного мышления. Особенно отмечается, что у малыша активно развивается воображение. Следует обратить внимание на то, что до трех лет ребенок собирает информацию, накапливает опыт, который выливается в формирование воображения уже на ранних этапах развития. Это происходит примерно в три года.

Когда включается мышление и воображение, то здесь неизбежно начинает свое развитие речь. Находясь в возрасте трех лет, у малыша устная речь только начинает формироваться – это только начальная стадия. К моменту, когда ребенок переходит из дошкольного в школьный возраст, устная речь становится грамотной. Отмечается, что вместе с тем, как развивается речь, у детей происходит формирование произвольного внимания. Чем лучше развита речь, тем более качественным становится произвольное внимание. В этот период должны присутствовать игры, где нужно запоминать предметы, действия, слова. Следует обратить внимание, что это может быть не только игра. В повседневной жизни есть много ситуаций, когда нужно запомнить определенные действия (домашний труд), выполнять поручения, запоминая слова или предметы. Начиная с трех лет, у детей происходит осознанное запоминание.

Для того, чтобы понимать как правильно развивать ребенка – дошкольника, следует более подробно рассказать про выделенные пять аспектов.

5 главных направлений воспитания ребенка до 7 лет

На что взрослые должны обратить внимание, а впоследствии принимать активное участие в развитии:

  • Психика;
  • Эмоции;
  • Познание;
  • Речь;
  • Физическое воспитание.

Теперь следует рассмотреть каждое направление более подробно.

Психическое развитие

Чем характерен дошкольный период? Именно сейчас в ребенке формируются основные психологические процессы:

  • Восприятие. Дети внимательно смотрят за тем, что делают окружающие люди. Все подлежит тщательному осмотру. Потом полученная информация анализируется. Уже ближе к школе ребенок может описать предмет: форму, размер, цвет, выделить оттенок, назвать сенсорный признак;
  • Память. Когда малышу только три года, то его память формируется только теми моментами, которые смогли вызвать эмоцию и изменить настроение. Но в пять лет у дошкольника формируется память произвольного характера. Это значит, что происходит запоминание сознательное. В памяти откладываются правила игры, отдельные элементы;
  • Мышление. В дошкольном возрасте мышление начинает свое формирование с наглядно-действенного формата. Постепенно взрослея, мышление переходит в наглядно – образное. Также в этот период дети начинают рассуждать. Сначала это имеет примитивную форму, но постепенно с развитием логического мышления, процесс рассуждения становится более сложным. Что касается мышления, то имеется три стадии развития: в 4 года основой служат конкретные действия, в пять лет, сначала идут размышления с формированием эмоционального образа, а потом происходит действие, с 6 до 7 лет действия анализируются исходя из похожих ситуаций. С каждым этапом развития аффект сдвигается в начало деятельности. Если в младшем возрасте свои действия малыш не связывал с тем, какая реакция будет у взрослых и окружающих, то с возрастом эмоциональный образ выдвигается вперед. В результате, дошкольник перед тем, как действовать, подумает о том, какие последствия будет это иметь для него и для людей, которые его окружают.

Дошкольный возраст выделяется, как самый продуктивный в плане развития памяти. Именно сейчас происходит запоминание большого количества информации. До трех лет и после семи лет ребенок уже не сможет запоминать в таких количествах. Но и здесь есть свои особенности, связанные с тем, как происходит запоминание.

Правильное развитие психики ребенка полностью зависит от близкого окружения. Немаловажным фактором является наследственность. В связи с этим и на основании сказанного выше, совет родителям: нужно принимать свое чадо таким, какой он есть. Важно также не только принимать, но и понимать малыша, стараться с ним взаимодействовать и чем эффективнее будет процесс, тем лучшие результаты будут получены. Рекомендуется использовать различные тренинги, разработанные специально для помощи в воспитании детей. Как правило, подобные практики организовываются в развивающих центрах.

Эмоциональное развитие

До семи лет в ребенке происходит зарождение нравственных чувств, возникают социальные эмоции. Все это основано на том, что у малыша появляются новые интересы, возникает больше потребностей, формируются новые мотивы. Маленькие дети – это объекты эмоций, возникающие у взрослых. Находясь в дошкольном возрасте, из объекта ребенок переходит в субъект, который может выразить сопереживание другому человеку. Благодаря эмоциональному развитию дошкольник более осознанно воспринимает окружающую действительность, может на нее реагировать.

До трех лет эмоциональный базовый набор малыша содержит только страх и радость. Но по мере взросления и проживания дошкольного периода, происходит увеличение количества эмоций. Появляется сердитость, ревность, грусть. Постепенно в арсенал способов выражения чувств вносится язык жестов, взглядов. Ребенок может управлять интонацией голоса, если хочет выделить просьбу или выразить свои чувства. Отмечается, что в дошкольном возрасте сильных эмоциональных всплесков нет.

У младших детей эмоции формируются в зависимости от ситуации: есть игрушка или она недоступна, взрослый помогает или стоит в стороне, получается играть или все ломается. У дошкольника эмоциональное состояние не имеет такой зависимости от ситуации. Если что-то не получается, то это не воспринимается остро.

Несмотря на то, что ребенок становится более уравновешенным, его эмоциональная жизнь продолжает быть насыщенной и интенсивной. Каждый день малыша насыщен эмоциональными событиями, приводящими к утомлению и изнеможению.

Эмоциональное развитие, как и психическое, во многом зависит от близкого окружения. Именно в этот период родные должны позаботиться, что бы жизнь малыша состояла из ярких событий, эмоциональных переживаний. Дети должны общаться друг с другом, посещать музыкальные занятия, быть занятыми в театрализованных постановках. Также остается необходимость в чтении сказок и вовлечение в сюжетно – ролевые игры. Также полезной становится трудовая деятельность.

Познавательное развитие

В каждом человеке при рождении уже заложена способность к познанию окружающего мира. Именно благодаря такой направленности адаптация к жизни происходит значительно легче. До трех лет у ребенка присутствует познавательная направленность. Но с переходом в дошкольный период из направленности формируется активность. В результате трансформации в голове малыша появляется представление о мире, его первичный образ. В чем проявляется познавательная активность:

  • Психические процессы. Тут говорится о развитии памяти, мышления, восприятия, воображения;
  • Полученная информация анализируется;
  • Меняется отношение ко всему, что окружает. Меняется эмоциональная реакция на возникающие явления, на людей. Также формируется эмоция на предметы и на происходящие события.

Специалисты отмечают, что все составляющие активности познания имеют настолько тесную и прочную связь, что работая над одним компонентом, нужно помнить и прорабатывать остальные. Со стороны взрослых важно осуществить контроль за тем, какая информация поступает малышу, насколько она доступная для усвоения познавательной способностью. Также именно взрослые смогут помочь ребенку направить процесс познания на приведение в порядок тех сведений, которые были получены. Ребенку понадобится помощь в том, чтобы установить осмысленные взаимосвязи.

Речевое развитие

Период, когда происходит активное развитие речи – это удивительное время. Процесс индивидуальный, зависящий от огромного числа факторов, разного характера. Сюда относится и развитие психики малыша, учитывая имеющееся окружение. Дошкольники ближе к 3-4 годам начинают понимать, что их произношение не похоже на других. Малыш, еще может различать слова, которые произнесены неправильно. Постепенно происходит формирование тонких, раздельных образов, формирующихся на основе слов. Если в этот момент развития речи произнести неверно сказанные слова, как их произносят младшие дети, то ребенок не сможет узнать его.

Постепенно приближаясь к отметке 7 лет, ребенок начинает использовать язык, как средство для общения со сверстниками и окружающими людьми. А еще это становится средством мышления. Происходит увеличение словарного запаса, причем прогресс заметен. В три года количество слов, используемых для общения, составляет 1000 шт. но уже в шесть лет ребенок пользуется от 3000 до 3500 слов.

Одновременно с запасом, совершенствуется умение владеть грамотной устной речью. Ребенок умеет пользоваться развернутыми предложениями, которые присутствуют в рассказах или монологах. Также ему становится доступна диалогическая речь. При развитии речи происходит усвоение тонкой закономерности, просматриваемой в морфологическом порядке. Это касается строения слова, построение фразы согласно правилам синтаксиса. Начиная с трех лет и пока не исполнится пять, происходит овладевание устной речью, используя творческие способности.

Что касается родного языка, то здесь примером становятся взрослые и их способы выражать свои чувства и желания. Ребенок быстро учится, повторяя за взрослыми их манеру разговаривать. Потому, чтобы добиться развития речи дошкольника следует давать чаще общаться с другими детьми одинакового возраста и с другими окружающими людьми. Причем здесь следует обратить внимание на то, что разговор взрослого и ребенка должен проходить на взрослом, нормальном языке. Это значит, что нельзя допускать коверкания слов, сюсюканья, что иногда делают люди, стараясь угодить малышу.

Слушая внимательно разговоры взрослых, ребенок определяет связь между словами, Хотя следует честно сказать, на начальном этапе новые слова применяются не совсем правильно, как-то по-особенному. К. И. Чуковский обратил внимание на эту удивительную способность детей и многие отметил в книге « От двух до пяти».

Важным остается выслушать маленького человека, по ходу задавая наводящие вопросы. Стараться не злиться, когда у ребенка возникает большое количество «почему», предлагать больше общаться, особенно если захочется поговорить.

Физическое развитие

Именно в период дошкольного взросления становится важным развитие не только умственных способностей. Особое внимание стоит уделить развитию физического тела, поскольку в этот период происходят глобальные изменения внутри:

  • Мышечная масса становится значительно больше;
  • Скелет все больше окостеневает;
  • Развиваются органы, ответственные за дыхание и движение крови;
  • Кора больших полушарий, постепенно приобретает возможность регулировать работу головного мозга.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что развитие физического тела, также важно, как развитие психики и эмоций. Специалисты со своей стороны рекомендуют двигательную активность, спортивные нагрузки. Это приводит к стимулированию умственного и эмоционального развития маленького представителя общества.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля