Развитие детей старшего дошкольного возраста

Развитие детей старшего дошкольного возраста

Если жизнь человека представить в виде лестницы, то в возрасте пяти лет каждый ребенок поднимается выше еще на одну ступеньку. Это очень важный и ответственный этап в жизни маленького человека, потому что именно в этот период происходит формирование личностных качеств, развивается воля и мышление. Но не только физическое, а также психологическое здоровье являются надежным фундаментом, на котором строится здание успешного будущего каждого человека. Поэтому родители обязаны знать, чем развитие детей дошкольного возраста отличается от других периодов жизни ребенка, и как помочь своему малышу преодолеть трудности на этом пути.

 

Кто они — старшие дошкольники

 

Период с 5 до 7 лет не случайно называют дошкольным, потому что именно на этом временном отрезке начинается активная подготовка к школе. Для подготовительного этапа характерны изменения во всех сферах развития маленького человека: ребенок крепнет физически, адаптируется к условиям жизни в обществе, активно проявляет свои личностные качества.

 

Психологи и педагоги такой «рывок» в развитии дошкольников объясняют усиленной мозговой деятельностью на данном этапе развития ребенка. Причем основную нагрузку выполняет кора головного мозга, где находятся зоны, отвечающие за поведение, мышление, внимание. Активизация этих участков способствует расширению области интересов малыша. Ребенок становится подвижным, проявляет любознательность, форма и содержание его деятельности становятся более разнообразными.

 

Творчество плюс фантазия

 

Отдельно стоит остановиться на том, как фантазия и творчество стимулируют развитие детей дошкольного возраста, и почему эти две составляющие имеют приоритетное значение именно в подготовительный период.

 

Ближе к пяти годам на первый план перемещаются сюжетно-ролевые игры. Если раньше малыш охотно принимал правила игры, предложенные ему взрослыми, то теперь он сам придумывает сюжеты, постоянно усложняя их и придумывая новые повороты в развитии событий. Такая вольная интерпретация игры позволяет малышу воплотить свои фантазии в реальные образы. Пусть пока по его сценарию действуют любимые игрушки, но такие игры пробуждают творческое начало, заставляют мыслить и находить неординарные решения.

 

В процессе игры малыш учится контролировать ситуацию, адекватно реагировать на неудачи, разделять радость успеха с безмолвными партнерами по игре. Игровая деятельность оказывает положительное влияние на формирование личностных характеристик, учит будущего гражданина самостоятельности, ответственности за принятые решения.

 

Развитие детей дошкольного возраста: основные навыки

 

Правильную оценку развития ребенка невозможно дать только по каким-то отдельным критериям. Специалисты используют, если так можно выразиться, свою шкалу для определения уровня зрелости детей. Причем оценивается развитие старших дошкольников одновременно по нескольким показателям.

 

Речевые навыки

 

К своему пятилетию нормально развивающийся малыш должен уметь:

 

  • Строить сложные предложения.
  • Знать значение отдельных слов.
  • В речи использовать различные интонации.
  • Заучивать наизусть большие стихотворения.

 

Рифмовать слова, пусть даже для красоты звучания некоторые словоформы придется произнести в искаженном виде.

 

Социальное развитие и эмоции

 

Как правило, дошкольники хорошо разбираются в интонациях обращенной к ним речи, они тонко чувствуют эмоциональную составляющую. Поэтому ребятишки этого возраста часто прибегают к приемам шантажа, чтобы получить желаемое. Они ловко манипулируют родителями через эмоции. В то же время при общении со сверстниками пятилетний малыш способен самостоятельно отстаивать интересы. Такое нередко приходится наблюдать, если кто-то вдруг отобрал любимую игрушку или незаслуженно обидел ребенка.

 

В этот период четко обозначается у детей идентификация по половому признаку. То есть мальчики осознают, что они должны быть сильными, а девочки знают, что их главное достоинство – красота. Эта четкая градация прослеживается во всех играх детей дошкольного возраста.

 

Мышление и познание

 

Отличается развитие детей дошкольного возраста еще одной характерной особенностью – стремлением узнать как можно больше. В этот период любознательность, в буквальном смысле, не дает ребенку спать и есть. Он тянется ко всему неизвестному, проявляя стремление к обучению. Оценка познавательных навыков проводится по следующим критериям:

 

  • Ребенок должен считать до 10, 20 и больше.
  • Знать отдельные буквы, читать слоги.
  • Различать цвета и формы.
  • Хорошо ориентироваться в пространстве.
  • Четко называть свои личные данные и адрес проживания.
  • Самостоятельно выполнять гигиенические процедуры.
  • Свободно обращаться с гаджетами: включать телевизор, отвечать на телефонные звонки.
  • Подражать взрослым, копируя их поведение.

 

Бытовые навыки

 

Пятилетние малыши имеют уже определенный жизненный опыт, поэтому вполне успешно справляются с элементарными действиями, связанными с бытом:

 

  • Могут самостоятельно заправить постель.
  • Помогают наводить в доме порядок.
  • Складывают на полку свои вещи.
  • Умеют обращаться с ножницами.
  • Знают основные правила безопасного перехода через дорогу.
  • Многие дошкольники регулярно посещают творческие кружки.

 

Уровень физического развития

 

Дошкольный возраст в отношении физического развития отличается тем, что в этот период происходит усиленный рост детей. Поэтому данный этап медики называют периодом первого вытяжения.

 

За год ребенок может вытянуться вверх на 10 см. Что касается среднестатистических параметров, то у мальчиков показатели роста варьируют в пределах 110 -116 см, а вес – 16-20 кг. Показатели роста у девочек: 102-112 см; вес в норме: 15- 20 кг.

 

У дошкольников отмечается хорошая координация движений. Дети этого возраста способны выполнять сложные действия. Но поскольку формирование скелета у ребенка дошкольного возраста еще продолжается, высокая активность может привести к травмам. Этот момент родителя обязательно должны учитывать.

 

Возрастные новообразования

 

Чем еще характеризуется развитие детей дошкольного возраста, кроме перечисленных критериев, так это формированием личностных особенностей характера. В возрасте 5-6 лет ребенок хорошо понимает, как нужно поступать, и чего делать не стоит. Воспитание в детском саду и в семье способствует укреплению в сознании малыша базовых социальных ориентиров: маленьких и стариков обижать нельзя, с друзьями нужно делиться, а к взрослым относиться с уважением. В этот период у ребенка появляются:

 

  • первые моральные и этические установки;
  • стремление к лидерству;
  • мотивация для совершения определенных поступков;
  • появляется осознание ответственности за свои поступки;
  • формируется образ собственного «я»;
  • выстраиваются границы личных интересов.

 

Дошкольник на интуитивном уровне чувствует добрые начинания и не воспринимает ложь. Он требует, чтобы его уважали как личность, и старается для этого делать все возможное: помогает в домашних делах, проявляет свои творческие таланты. И, хотя у пятилетних малышей самооценка еще слишком завышена, к семи годам она уже становится реалистичной. Одним словом, к школе ребенок вполне способен критиковать себя за неправильные действия, но ждать поощрения от взрослых за хороший поступок. Здесь очень важно найти ту золотую середину, которая поможет стать ориентиром при формировании самодостаточной личности. Дело в том, что, как завышение своих возможностей, так и заниженная самооценка – это отклонение, требующее консультации психолога.

 

В заключении хочется посоветовать любящим родителям: будьте всегда рядом со своим ребенком, станьте его лучшим другом и верным товарищем, всячески помогайте в преодолении его детских трудностей.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля