Развитие любознательности у детей. Методы и способы

Развитие любознательности у детей. Методы и способы

Возраст старшего дошкольника – 5-7 лет. В это время происходят физические, психологические, социальные изменения в развитии ребенка. А развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста становится одним из важным в его познавательной деятельности. Играет огромную роль в подготовке к обучению в школе.

Дошкольное развитие ребенка

Этот период отмечается интенсивным развитием самопознания. Эмоциональное восприятие становится осмысленным. Идет совершенствование наглядно-действенного мышления, улучшается наглядно-образное и логическое.

Активно развивается речь. Она логична и осознанна. Увеличивается словарный запас.

У ребенка формируется восприятие, мышление, запоминание становится более сознательным.

Все дети рождаются с желанием познавать окружающий их мир. Познание проявляется в таких физических процессах, как воображение, внимание, восприятие, мышление. Ребенок получает и пытается анализировать информацию. Остро реагирует на людей, новые предметы и события.

Ввиду активного формирования мышления идет развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

Что включает в себя любознательность

Любознательность основывается на познании. Ребенок стремится узнавать все новое, проявляет к нему искренний интерес. В этом возрасте дети могут сами придумать, а потом и решить всеми возможными способами познавательную задачу.

Развитие детей старшего дошкольного возраста видно в проявлении сообразительности, догадливости. Часто дошкольники с удовольствием проводят эксперименты, интересуются историческими событиями, животным и растительным миром.

Старших дошколят можно назвать большими фантазерами, они пытаются сочинять рассказы и стихотворения, различные истории.

Любознательность ребенка видна в общении. Он с удовольствием делится со взрослыми своими мыслями, рассуждает, просит рассказать, прочитать или что-то объяснить. Очень часто дети задают вопросы, и чтобы они не утратили интерес, важно на них отвечать.

Развитие детей дошкольного возраста зависит от того, насколько развито у них мышление, речь и познавательная деятельность.

Критерии уровня развития любознательности:

  • вопросы, которые задают дети; по ним видно насколько глубоко они рассуждают, познают окружающий мир;
  • желание долго наблюдать за предметами и явлениями;
  • насколько эмоционально активен ребенок во время беседы или обсуждения.

Если у малышей позитивные эмоции, то можно сказать, что они воспринимают окружающий мир интересным, ярким и увлекательным.

Методы и способы развития любознательности

Развитие любознательности – это сложный и длительный процесс. Любознательность малыша можно и нужно развивать. Это во многом зависит от самих взрослых. Формирование этого качества может проходить в несколько этапов:

  1. Вызвать желание в приобретении новых знаний и умений.
  2. Показать ребенку, как это можно делать.
  3. Создать условия, при которых детям легко будет самостоятельно получать знания.
  4. Помочь увидеть им практическую пользу любознательности.

Традиционные методы развития любознательности у детей дошкольного возраста:

  • основные формы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
  • словесные; это может быть чтение художественной литературы, обсуждения, беседы;
  • практические методы; сюда относятся различного рода игры: развивающие, экспериментальные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные.

Развить любознательность детей дошкольного возраста можно с помощью художественной литературы. Применяют следующие приемы и методы:

  • словесные; включают в себя чтение, пересказ, перекрестные вопросы;
  • наглядные методы; это может быть демонстрация или показ фотографий, иллюстраций с целью понаблюдать за объектом;
  • проведение занятий с целью познакомить ребенка с природой, ее особенностями; ознакомить с жизнью животных в разные времена года; в игровой форме научить основным правилам дорожного движения;

Можно воспитать любознательность ребенка несколькими способами:

  1. Поддерживать проявляемый интерес, эмоции, радость. Если малыш что-то разбирает, желая узнать, как это устроено, очень важно помочь ему. Нужно обратить внимание на разные детали и с помощью наводящих вопросов помочь найти ответ. Важно разделить с ним радость от нового открытия. Если ругать ребенка за попытки узнать то, что его интересует, можно подавить желание к познавательному процессу.
  2. Отвечать на задаваемые вопросы.
  3. Стараться «заразить» ребенка собственным интересом и радостью, удовольствием от наблюдения, исследования, положительными эмоциями.
  4. Своим примером показывать уважение к людям, которые совершили открытие или сделали изобретение, придумали что-то новое. Этим взрослые покажут, что уважают достижения малыша, ведь для него может быть достижением то, что давно известно.

Самым главным учителем ребенка являются родители. Никто лучше не сможет развить у малыша любознательность, желание узнать окружающий мир и заложить любовь к обучению.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля